Частные собрания в нашей стране появились только во время царствования Петра I, но в тот момент их нельзя было назвать коллекциями. Скорее собрания сподвижников царя представляли собой кабинеты редкостей, типа Кунсткамеры. А вот когда к власти пришла его дочь, положение изменилось. Именно в то время стали появляться первые собрания предметов искусства.
Елизавета Петровна была первой, кто начал собирать свои прекрасные произведения. Она отбирала их не по своей странности, а скорее по тому, какие были у них эстетические достоинства. В царствование Петра I собрания стали появляться более активно – потому что они пришлись по душе самому царю. Кунсткамера стала первым из таких собраний. Но Елизавета I начала обращать внимание на картины, произведения искусства, что отбирались благодаря эстетическим достоинствам. Не пропала такая тенденция и в то время, когда к власти пришла Екатерина II. Стали появляться художественные собрания, что были созданы небольшим числом аристократов. Просвещенные дипломаты, образованные люди, которые ценили красоту, начали собирать много прекрасных изделий. На коллекции стали обращать внимание и фавориты императрицы.
Только с XIX века коллекции перестали быть слишком аристократическими. Собирать произведения начали и дипломаты, которые были представителями не настолько древних семей. Потом использовать все возможности стали жители европейского континента. Представители дворянских семей, которые жили за границей, пользовались близостью к художникам и рынкам. К примеру, такими возможностями пользовались Демидовы, которые обосновались в Париже и в Риме. Во второй половине XIX века, когда наша страна стала развивать промышленность, столица стала центром промышленной революции. Центр активности империи стал перемещаться в Москву. И это изменило представление о коллекционировании – купечество, которое представляло основной класс, сразу обратило внимание на произведения искусства. Среди них были и Кокорев и Третьяков. В конце века появились и коллекционеры, что создали свою династию. Они работали с авангардом и классикой, собирали произведения своих соотечественников. Большая часть коллекций была потом распространена из частных рук по многочисленным музеям. А многие шедевры в тридцатые года были проданы в другие страны.